Диспансеризация населения

Диспансеризация взрослого населения

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РоссийскойФедерации от 03.02.2015г. N36-ан «Об утверждении порядка проведениядиспансеризации определенных групп взрослого населения», ПриказомМинистерства здравоохранения Нижегородской области от 18.01.2016г № 128 «О проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения Нижегородской области на 2016 год», проводится диспансеризация взрослого населения. Диспансеризации нацелена на выявление тех заболеваний, от которых выше смертность и от которых чаще становятся инвалидами. Это сердечно-сосудистые, онкологические, бронхолегочные заболевания, сахарный диабет. Кроме того, диспансеризация направлена на выявление лиц с туберкулезом, злоупотребляющих алкоголем, потребителей наркотиков и психоактивных веществ.

Основные цели диспансеризации:

Раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, к которым относятся:

  • болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая
  • болезнь сердца, болезни сосудов головного мозга;- злокачественные новообразования;
  • сахарный диабет;
  • хронические болезни легких.

При прохождении диспансеризации выявляются и факторы риска развития указанных заболеваний, к которым относятся:

  • повышенный уровень артериального давления, холестерина в крови, глюкозы вкрови;
  • курение табака;
  • потребление алкоголя;
  • нерациональное питание;
  • низкая физическая активность;
  • избыточная масса тела или ожирение.

Для прохождения диспансеризации необходимы следующие документы:

  • паспорт;
  • полис обязательного медицинского страхования;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы, подтверждающие факт прохождения диспансеризации в этом илипрошлом году (паспорт здоровья).

Основным принципом проведения диспансеризации является ее двухэтапность:

1-й этап диспансеризации основан на выявлении у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения и впервую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания, злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких, глаукома), факторов риска их развития, потребления наркотических и психотропныхсредств без назначения врача. Первый этап заканчивается приемом врача-терапевта и проведением краткого профилактического консультирования. Если по результатам первого этапа диспансеризации у Вас выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, участковый врач сообщает Вам об этом и направляет на второй этап диспансеризации.

2-й этап диспансеризации заключается в дополнительном обследовании иуточнении диагноза, проведении углубленного профилактического консультирования и осмотра специалистами, проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования.

Первый этап включает:

  1. опрос (анкетирование) на выявление хронических неинфекционныхзаболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств ипсихотропных веществ без назначения врача с применением анкеты,предусмотренной приложением № 2 к пр.1011н МЗ РФ от 06.12.2012 г. «Обутверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра ;
  2. антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии), расчетиндекса массы тела;
  3. измерение артериального давления;
  4. определение уровня общего холестерина в крови;
  5. определение уровня глюкозы в крови;
  6. определение суммарного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте до65 лет;
  7. электрокардиографию в покое (для мужчин в возрасте старше 35 лет, дляженщин в возрасте 45 лет и старше, а для мужчин в возрасте до 35 лет и женщин ввозрасте до 45 лет — при первичном прохождении диспансеризации);
  8. осмотр фельдшером (акушеркой), включая взятие мазка с шейки матки нацитологическое исследование) (для женщин до 69 лет включительно);
  9. флюорографию легких;
  10. маммографию (для женщин в возрасте от 39 до 75 лет);
  11. клинический анализ крови;
  12. клинический анализ крови развернутый (для граждан в возрасте от 39 лет истарше с периодичностью 1 раз в 6 лет вместо клинического анализа крови);
  13. анализ крови биохимический общетерапевтический (в объеме не менееопределения уровня креатинина, общего билирубина, аспартат-аминотрансаминазы,аланин-аминотрансаминазы, глюкозы, холестерина — для граждан в возрасте 39 лет истарше с периодичностью 1 раз в 6 лет вместо исследований, предусмотренныхпунктами 4 и 5);
  14. общий анализ мочи;
  15. исследование кала на скрытую кровь (для граждан в возрасте от 48 до 75 лет);
  16. ультразвуковое исследование (УЗИ) органов брюшной полости и малого таза(для граждан в возрасте 39 лет и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет), а для мужчин, когда-либо куривших в жизни, также УЗИ брюшной аорты в возрасте 69или 75 лет;
  17. измерение внутриглазного давления (для граждан в возрасте 39 лет и старше);
  18. прием (осмотр) врача-терапевта, включающий установление диагноза,определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения,проведение краткого профилактического консультирования, включая рекомендациипо здоровому питанию, уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя, определение медицинских показаний для обследований и консультаций в рамках второго этапа диспансеризации.

Второй этап включает:

  1. дуплексное сканирование брахицефальных артерий (по показаниям);
  2. эзофагогастродуоденоскопию (по показаниям);
  3. осмотр (консультацию) врачом-неврологом (по показаниям);
  4. осмотр (консультацию) врачом-хирургом или врачом-урологом (для мужчин ввозрасте от 42 до 69 лет по показаниям, а также для мужчин вне зависимости отвозраста в случае подозрения на онкологическое заболевание предстательнойжелезы по результатам УЗИ);
  5. осмотр (консультацию) врачом-хирургом или врачом-колопроктологом (приположительном анализе кала на скрытую кровь), для граждан в возрасте 45 лет истарше — при выявлении и других медицинских показаний;
  6. колоноскопию или ректороманоскопию (по назначению врача-хирурга иливрача-колопроктолога);
  7. определение липидного спектра крови (для граждан с выявленнымповышением уровня общего холестерина в крови);
  8. спирометрию (для граждан с подозрением на хроническое бронхо-легочноезаболевание по результатам анкетирования, курящих и по направлению врача-терапевта);
  9. осмотр (консультацию) врачом-акушером-гинекологом (для женщин свыявленными патологическими изменениями по результатам цитологическогоисследования мазка с шейки матки и (или) маммографии, УЗИ матки и яичников);
  10. определение концентрации гликированного гемоглобина в крови или тест натолерантность к глюкозе (для граждан с выявленным повышением уровня глюкозыв крови);
  11. осмотр (консультацию) врачом-оториноларингологом (для граждан в возрасте75 лет и старше при наличии медицинских показаний по результатам анкетированияили осмотра врача-терапевта);
  12. анализ крови на уровень содержания простатспецифического антигена (поназначению врача-хирурга или врача-уролога мужчинам с подозрением наонкологическое заболевание предстательной железы по результатам опроса,осмотра, пальцевого исследования или УЗИ предстательной железы);
  13. осмотр (консультацию) врачом-офтальмологом (для граждан в возрасте 39 лети старше, имеющих повышенное внутриглазное давление, и для граждан в возрасте75 лет и старше, имеющих снижение остроты зрения, не поддающееся очковойкоррекции, выявленное по результатам анкетирования);
  14. индивидуальное углубленное профилактическое консультирование илигрупповое профилактическое консультирование (школа пациента) в отделении(кабинете) медицинской профилактики (центре здоровья, фельдшерскомздравпункте или фельдшерско-акушерском пункте) (для граждан с выявленнымифакторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний, имеющихуказанные заболевания или имеющих высокий и очень высокий абсолютныйсуммарный сердечно-сосудистый риск);
  15. прием (осмотр) врача-терапевта, включающий установление (уточнение)диагноза, определение (уточнение) группы состояния здоровья, определение группыдиспансерного наблюдения (с учетом заключений врачей-специалистов), а такженаправление граждан при наличии медицинских показаний на дополнительное обследование, не входящее в объем диспансеризации, для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение.
    С 1 января 2016 г. продолжилась диспансеризация определенных групп взрослого населения. В 2016 году диспансеризации подлежат следующие года рождения: 1995, 1992, 1989, 1986, 1983, 1980, 1977, 1974, 1971, 1968, 1965, 1962,1959, 1956, 1953, 1950, 1947, 1944, 1941, 1938, 1935, 1932, 1929, 1926, 1923.

Работа по Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2016год:выдержка из законодательства Постановление Правительства Нижегородской области №858 от 22 декабря 2015г.»О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2016 год» ( в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 01 марта 2016 года №101).

Порядок и условия предоставления медицинской помощи

1. Условия реализации установленного законодательством Российской Федерации права на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача)При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях (г.Саров), на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с учетом порядков оказания медицинской помощи.Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации Программы принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных Программой.Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.При оказании гражданину медицинской помощи в рамках Программы выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории Нижегородской области, в которой проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории Нижегородской области

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру реализации меры социальной поддержки граждан, имеющих право в соответствии с федеральным законодательством на внеочередное оказание медицинской помощи (далее — граждане) в медицинских организациях Нижегородской области, участвующих в реализации Программы.

2. Правом внеочередного получения медицинской помощи пользуются следующие категории граждан:

2.1. Инвалиды войны и граждане других категорий, предусмотренных статьями 14 — 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»:

  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

2.2. Граждане Российской Федерации, награжденные знаком «Почетный донор России», согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» (статье 23 Федерального закона от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов»).

2.3. Граждане России, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации и являющиеся полными кавалерами ордена Славы, согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».

2.4. Иные категории граждан, имеющие право внеочередного получения медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством.

3. Право на внеочередное получение медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Программы, имеют указанные в пункте 2 настоящего раздела категории граждан при предъявлении удостоверения единого образца, установленного федеральным законодательством.

4. Внеочередное оказание медицинской помощи организуется при оказании гражданам медицинской помощи в медицинских организациях Нижегородской области, определенных приложениями 4, 5 к Программе.Финансирование расходов, связанных с внеочередным оказанием медицинской помощи гражданам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В отделениях стационара, приемном отделении и регистратуре медицинской организации размещается информация о перечне отдельных категорий граждан и порядке реализации права внеочередного оказания медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации Программы.

6. Граждане, нуждающиеся в оказании амбулаторной медицинской помощи, обращаются в регистратуру территориальной медицинской организации, где амбулаторные карты (учетная форма 025/у-04) маркируются литерой «Л».Работник регистратуры доставляет медицинскую карту гражданина с литерой «Л» врачу соответствующей специальности, который, в свою очередь, организует внеочередной прием гражданина.Медицинские работники, осуществляющие прием больных, информируют их о преимущественном праве граждан, указанных в пункте 2 настоящего раздела, на внеочередной прием и оказание медицинской помощи.

7. При наличии медицинских (клинических) показаний для проведения дополнительного медицинского обследования гражданина или лабораторных исследований при оказании амбулаторной медицинской помощи медицинской организацией организуется внеочередной прием гражданина необходимыми врачами-специалистами или проведение необходимых лабораторных исследований.

8. В случае необходимости оказания гражданину стационарной или медицинской помощи в условиях дневных стационаров врач медицинской организации выдает направление на госпитализацию с пометкой о льготе (в соответствии с пунктом 6 настоящего раздела). Медицинская организация, оказывающая стационарную медицинскую помощь, организует внеочередную плановую госпитализацию гражданина.

9. В случае отсутствия необходимого вида медицинской помощи в медицинской организации, оказывающей стационарную медицинскую помощь и медицинскую помощь в дневных стационарах, при наличии показаний граждане направляются в соответствующую медицинскую организацию, участвующую в реализации Программы, для решения вопроса о внеочередном оказании медицинской помощи.

10. Направление граждан в медицинскую организацию, участвующую в реализации Программы, для оказания им внеочередной медицинской помощи осуществляется на основании заключения врачебной комиссии территориальной медицинской организации с подробной выпиской и указанием цели направления.

11. Медицинская организация Нижегородской области обеспечивает консультативный прием граждан вне очереди, а по показаниям — внеочередное стационарное обследование и лечение.

12. При отсутствии необходимого вида медицинской помощи врачебная комиссия территориальной медицинской организации направляет медицинские документы по установленной форме в министерство здравоохранения Нижегородской области для решения вопроса об обследовании и лечении граждан в федеральном учреждении здравоохранения.

3. Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.В случае необходимости назначения стационарным больным лекарственных препаратов, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации и разрешенных к медицинскому применению, но не входящих в стандарты медицинской помощи и в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых в рамках Программы, их назначение производится по решению врачебной комиссии медицинской организации, которое фиксируется в первичных медицинских документах больного и журнале учета клинико-экспертной работы (форма № 035/у-02).При амбулаторном лечении обеспечение граждан бесплатными лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. 4. Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований, а также консультаций врачей-специалистов. В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи Программой устанавливаются предельные сроки ожидания: оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме — не более 2 часов с момента обращения; приема врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней с момента обращения; проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 10 рабочих дней; проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме — не более 30 рабочих дней; оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме — не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).При оказании первичной медико-санитарной амбулаторной медицинской помощи в медицинских организациях предусматривается возможность очередности для плановых больных на прием к врачу, которая не может быть более 5 рабочих дней.Кроме того, предусматривается возможность очередности на плановую госпитализацию до 10 суток (за исключением специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи).В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи c учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

5. Условия предоставления медицинской помощи

1. При оказании первичной медико-санитарной амбулаторной медицинской помощи в медицинских организациях объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке.Предполагается совпадение времени приема врача со временем работы основных кабинетов и служб, обеспечивающих консультации, исследования, процедуры, регламентированное режимом работы медицинской организации.К основным кабинетам и службам медицинской организации относятся такие, которые необходимы для своевременной постановки диагноза (ЭКГ-кабинет, клиническая лаборатория, рентген-кабинет и другие).

2. Порядок организации приема, вызова врача на дом и режим работы регламентируются внутренними правилами работы медицинской организации. Правила утверждаются приказом руководителя медицинской организации. Ознакомление с этими правилами должно быть доступно каждому пациенту (наличие информации на стендах, интернет-сайте и т.д.). В случаях, если такие правила не обеспечивают права граждан на доступность получения медицинской помощи, они должны быть откорректированы администрацией медицинской организации с учетом требований министерства здравоохранения Нижегородской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области, других имеющих на то право органов.

3. Время, отведенное на амбулаторный прием больного, определяется расчетными нормативами, утвержденными руководителем медицинской организации на основании объемов медицинской помощи, утвержденных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Нижегородской области.

4. Медицинские карты амбулаторных больных хранятся в регистратуре медицинской организации, за исключением консультативных поликлиник. В консультативных поликлиниках сведения о пациентах оформляются в журнале консультативных заключений, форма которого утверждается приказом министерства здравоохранения Нижегородской области. Работники медицинских организаций обеспечивают доставку медицинских карт амбулаторных больных по месту назначения при необходимости их использования внутри медицинской организации и несут ответственность за их сохранность.

5. Медицинские организации обязаны обеспечить преемственность оказания медицинской помощи в выходные и праздничные дни, в период отсутствия специалистов, при необходимости оказания неотложной помощи.

6. При направлении пациента в консультативную поликлинику и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Клинический диагностический центр» оформляются:

  • направление установленного образца;
  • выписка из медицинской карты амбулаторного больного установленной формы.

7. После консультации на руки пациенту выдается заключение по установленной форме.

8. Оказание первичной медико-санитарной амбулаторной медицинской помощи пациенту на дому включает:

  • осмотр пациента;
  • постановку предварительного диагноза, составление плана обследования и лечения, постановку клинического диагноза, решение вопроса о трудоспособности и режиме;
  • оформление медицинской документации;
  • представление необходимой информации о состоянии его здоровья и разъяснение порядка проведения лечебно-диагностических и профилактических мероприятий;
  • организацию соответствующих профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

9. При оказании амбулаторно-поликлинической помощи в условиях медицинской организации и на дому врач (фельдшер) обеспечивает:

  • первичную медико-санитарную помощь (доврачебную, врачебную, специализированную), при необходимости, в неотложной форме;
  • в случае непосредственной угрозы жизни организует перевод пациента в стационар;
  • организует противоэпидемические и карантинные мероприятия;
  • дает рекомендации пациенту о лечебно-охранительном режиме, порядке лечения и диагностики, порядке приобретения лекарств;
  • предоставляет пациенту необходимые документы, обеспечивающие возможность лечения амбулаторно или на дому, в том числе в условиях стационара на дому (рецепты, в том числе лицам, имеющим право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», справки, листок временной нетрудоспособности, направления на лечебно-диагностические процедуры и т.д.);
  • оказывает медицинскую помощь по своей специальности;
  • оказывает медицинскую помощь по своей специальности детям до 15 лет (несовершеннолетним — больным наркоманией — в возрасте до 16 лет) только в присутствии родителей или замещающих их лиц. В случае оказания медицинской помощи в отсутствие законных представителей врач представляет им впоследствии исчерпывающую информацию о состоянии здоровья ребенка.

10. Прием врачей-специалистов внутри медицинской организации обеспечивается по инициативе врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, которые выдают пациенту направление на консультацию с указанием ее целей и задач, или при самообращении, с учетом абзаца пятого подраздела 1 раздела VII настоящей Программы.В случае, если в реализации Программы принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных Программой.

11. Направление пациента на госпитализацию в стационар с круглосуточным пребыванием в плановом порядке осуществляется лечащим врачом в соответствии с клиническими показаниями, требующими круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения, на лечение в дневных стационарах всех типов — в соответствии с клиническими показаниями, не требующими круглосуточного медицинского наблюдения. Перед направлением пациента на стационарное лечение должно быть проведено догоспитальное обследование в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. В направлении установленной формы должны содержаться данные объективного обследования, результаты дополнительных исследований.

12. Условия госпитализации в медицинские организации:

12.1. Госпитализация населения обеспечивается в оптимальные сроки:

  • врачом (лечащим, участковым врачом или иным медицинским работником) при наличии показаний для госпитализации;
  • скорой медицинской помощью;
  • при самостоятельном обращении больного при наличии показаний к госпитализации.

12.2. Обязательно наличие направления на плановую госпитализацию.

12.3. Больные размещаются в палатах на 2 и более мест.

12.4. Размещение в маломестных палатах (боксах) осуществляется по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

12.5. Возможен перевод в другую медицинскую организацию по медицинским показаниям.

12.6. При необходимости проведения пациенту, находящемуся на лечении в стационаре, диагностических исследований в целях выполнения порядков оказания и стандартов медицинской помощи, при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь, пациент направляется в соответствующую медицинскую организацию. При сопровождении пациента медицинским работником транспортная услуга обеспечивается медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь. Плата за транспортную услугу с пациента не взимается.

12.7. При оказании медицинской помощи в стационарных условиях предусматривается предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний.

13. Требования к оформлению медицинской документации регламентируются нормативными документами уполномоченного федерального органа исполнительной власти и министерства здравоохранения Нижегородской области.

14. Порядок направления пациентов для получения первичной специализированной медицинской помощи, в том числе консультативной, в медицинских организациях, не имеющих прикрепленного населения, а также порядок направления на госпитализацию в медицинские организации Нижегородской области для получения медицинской помощи на третьем уровне определяется нормативными документами министерства здравоохранения Нижегородской области.

15. Порядок направления пациентов в медицинские организации и научно-исследовательские институты, в том числе, находящиеся за пределами Нижегородской области, разрабатывается и утверждается нормативными документами министерства здравоохранения Нижегородской области на основании нормативных документов уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

16. Медицинская организация обязана информировать пациента о его правах и обязанностях в области охраны здоровья, для чего обязательным является наличие данной информации на ее интернет-сайте, в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений и их структурных подразделений, в приемных отделениях и на сестринских постах — в стационарах.

17. Защита прав застрахованных, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в том числе приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

18. Медицинские организации, участвующие в реализации Территориальной программы ОМС, обязаны оказывать медицинскую помощь гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации. Оплата оказанной медицинской помощи осуществляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области в соответствии с действующим законодательством.

6. Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы, условия и сроки диспансеризации населения для отдельных категорий населения, включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме на бюджетной основеВ рамках Программы осуществляются следующие мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни:

  • диспансеризация и профилактические медицинские осмотры, включая взрослое население в возрасте 18 лет и старше, в том числе работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, и другие категории;
  • диспансерное наблюдение женщин в период беременности;
  • диспансерное наблюдение больных отдельными заболеваниями;
  • проведение профилактических прививок в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
  • проведение профилактических осмотров, проводимых с целью раннего выявления заболеваний и факторов риска, патронаж;
  • формирование мотивации к ведению здорового образа жизни (организации здорового питания, режима двигательной активности, отказа от вредных привычек) в медицинских организациях, в том числе в центрах здоровья (для взрослого и детского населения), кабинетах и отделениях медицинской профилактики, включая обучение основам здорового образа жизни, в том числе в школах здоровья;
  • информирование по вопросам профилактики различных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни;
  • информирование населения о факторах, способствующих укреплению здоровья и оказывающих на него вредное влияние;
  • консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактике заболеваний.

Порядок проведения профилактических осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.Условия и сроки диспансеризации населения для отдельных категорий населения регламентированы нормативными документами министерства здравоохранения Нижегородской области.Финансовое обеспечение мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Виды, условия и формы оказания медицинской помощи

В рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь;
  • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Понятие «медицинская организация» используется в Программе в значении, определенном в федеральных законах «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме.Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной системы здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Медицинская помощь предоставляется в следующих формах:

  • экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.